Обзор о состоянии правового контроля в органах внутренних дел Тульской области за 2019 год

 

Обзор

о состоянии правового контроля в органах внутренних дел Тульской области за 2019 год

 

        В соответствии с Наставлением по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденным приказом МВД России от 05.01.2007  № 6, одним из направлений правовой работы в органах внутренних дел является правовой контроль за изданием правовых актов на предмет их соответствия  требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации  и  в целях недопущения включения в них коррупционных факторов. 

       Проведение правовой экспертизы в УМВД России по Тульской области и подчиненных органах осуществляется в соответствии с приказами УМВД России по Тульской области от 28.02.2012 № 71 «Об утверждении Инструкции об организации и осуществлении правового контроля в органах внутренних дел Тульской области», от 05.03.2019 № 70 «Об утверждении Правил подготовки приказов в УМВД России по Тульской области», от 28.09.2012 № 404 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы проектов правовых актов и иных документов в органах внутренних дел Тульской области», от 28.12.2018 УМВД № 393 «Об упорядочении подготовки проектов ненормативных правовых актов».              

Правовыми подразделениями органов внутренних дел Тульской области проведена  правовая экспертиза в отношении 1988 проекта правового акта (включая приказы: по основной деятельности; о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей; о наложении дисциплинарного взыскания; об увольнении со службы по инициативе работодателя); из них в отношении 493 проекта правового акта нормативного характера проведена антикоррупционная экспертиза (АППГ - 433). Коррупционные факторы не выявлены.

Проведена правовая и антикоррупционная экспертиза  12 проектов межведомственных приказов (соглашений), подписанных (заключенных) УМВД  России по Тульской области. Коррупционные факторы не выявлены.

Проведено правовых экспертиз в отношении 2820 проектов документов по вопросам деятельности органов внутренних дел области (включая доверенности, распоряжения, заключения служебных проверок), в том числе заключений служебных проверок согласовано 2318 ( АППГ – 2271), из них значительное число составляют проверки, связанные с наложением дисциплинарных взысканий и увольнением 890 (АППГ - 780),  по фактам гибели (смерти) сотрудников,  получению  ими  телесных повреждений и иного повреждения здоровья 70 (-39%, АППГ-114),  а также по иным вопросам 1358  (АППГ-1355).        

Подготовлено заключений о несоответствии заключений служебных проверок действующему законодательству – 9 (АППГ - 6). Начальником УМВД России по Тульской области почти все указанные проверки с учетом наличия заключения правового подразделения утверждены не были.

Правовые акты, межведомственные правовые акты (соглашения), документы по вопросам деятельности органов внутренних дел области отмененные по представлению прокуратуры, решению иных контрольно-надзорных органов, а также отмененные по решению суда отсутствуют.

Правовыми подразделениями органов внутренних дел Тульской области проведена  правовая экспертиза в отношении 2672  проектов гражданско-правовых договоров, государственных контрактов, дополнительных соглашений (АППГ - 2778): 1143 проектов государственных контрактов  (АППГ - 1123), 972 проекта гражданско-правовых договоров (АППГ-1130); 557 проектов дополнительных соглашений (АППГ - 525).

         Осуществлено проведение  правовой экспертизы в отношении 600 проектов документации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд  (АППГ - 564), в отношении 0 подготовлены заключения о несоответствии действующему законодательству (АППГ - 0). 

Договоры, государственных контрактов, соглашения, документация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд отмененные по представлению прокуратуры, решению иных контрольно-надзорных органов, а также отмененные по решению суда отсутствуют.

         Общими недостатками в предоставляемых в правовой отдел УМВД России по Тульской области проектах приказов (актов управления, заключений служебных проверок)  структурными подразделениями УМВД России по Тульской области для согласования и правовой экспертизы по прежнему остаются:

         слабое знание исполнителями  приказа УМВД России по Тульской области от  05.03.2019 № 70 в части порядка оформления проектов приказа (в том числе приложений), внесения в них изменений;

          при направлении проектов правовых актов для проведения правовой экспертизы, не представляются приказы МВД России, утвердившие типовые Положения о структурных подразделениях,  а также ранее действовавшие правовые акты;

        к приказам о наложении дисциплинарных взысканий не прилагаются документы, опровергающие нахождение сотрудников (ка) на больничном, в отпуске, командировке, резолютивная часть приказа не соответствует резолютивной части  заключения по результатам служебной проверки;

 зачастую  заключения служебных проверок с материалами для согласования предоставляются в правовой отдел УМВД России по Тульской области в последний день  от тридцатидневного срока, в материалах  отсутствуют подлинники документов, прилагаются ксерокопии объяснений, характеристик, отсутствуют  должностные регламенты (должностные инструкции) сотрудников, действовавшие на период совершения дисциплинарного проступка,  прилагаются выписки из должностных регламентов (должностных инструкций) без сведений о дате утверждения и ознакомления  сотрудников;    

не прилагаются справки о наличии (отсутствии) поступавших на имя  представителя нанимателя уведомлений о склонении к совершению коррупционных правонарушений;

        характеристики, справки-объективки без подписи должностных лиц;

        запрошенные материалы  (выписки из КУСП, ведомственных баз, другое) надлежащим образом не заверяются лицами, представляющими их;

         вводная часть заключений в большинстве заключений не содержит сведений о количестве дисциплинарных взысканий за весь период прохождения службы сотрудниками;

          в описательной части не анализируются нормы действующего законодательства, нарушенного сотрудниками (ом), не содержится выводов о нарушении им указанных норм;  при проведении служебных проверок не учитываются положения части 7 статьи  51 Федерального закона Российской Федерации от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой  дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка, не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу.

        Сведений, подтверждающих соблюдение указанных сроков, материалы как правило не содержат.

        В ряде случаев резолютивная часть заключений служебных проверок не отражает,  в  чем выразился дисциплинарный проступок, а также предлагается  наложить дисциплинарное взыскание за нарушение  общих принципов, прав правовых актов, либо пунктов должностного регламента (должностной инструкции) из разделов «Права», «Ответственность».      

 В течение 2019 года  с целью  осуществления правового контроля и оказания практической,  методической помощи  осуществлены  целевые выезды в ОМВД России по г. Новомосковску, ОМВД России по Веневскому району, МОМВД России «Плавский», а также осуществлено участие в инспектировании ОМВД России по г. Донскому, МОМВД России «Плавский», МОМВД России «Алексинский».

  В качестве основных недостатков, выявленных в ходе инспектирования, целевых выездов следует отметить следующие:

  *несоблюдение требований приказов  МВД России от 27.06.2003 № 484 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России», от 20.06.2012 № 615 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации», приказа УМВД  от  5.03.2019  № 70 «Об утверждении правил подготовки правовых актов в УМВД России по Тульской области», регламентирующих требования, предъявляемые к  содержанию проектов приказов и их оформлению, а именно: неправильное расположение реквизитов; применение наименований государственных органов и организаций, не соответствующих официальным статусным документам либо неверное наименование структурных подразделений УМВД, территориальных органов МВД России на районном уровне (с учетом внесенных изменений); не надлежащее оформление проектов приказов о внесении изменений и дополнений; несоответствие листа согласования, отсутствие нумерации страниц, нумерация единственного приложения к приказу,  орфографические ошибки.

При изучении приказов по личному составу, материалов служебных проверок также выявлен ряд недостатков, а именно:

В ОМВД России по г. Донскому в приказах «О поощрении личного состава»,  в нарушение пунктов 1.2 приказа МВД России от 06.05.2013 № 241,  и  п. 237 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного  приказом МВД России от 01.02.2018        № 50, меры поощрения в виде выплаты денежной премии применены к начальнику ОМВД, заместителю, что выходит за пределы компетенции начальника территориального органа МВД России на районном уровне (соответственно, приказы от  26.12.2017 № 153л/с, от 09.11.2018 № 149л/с), кроме того, указанный приказ 2018 года не прошел согласование с юрисконсультом.

В приказах по личному составу имеются ссылки на приказы МВД России, утратившие силу (например,  приказ ОМВД от 29.09.2017 № 113л/с «По личному составу» содержит ссылку на приказ МВД России от 19.12.2011 № 1259, утративший силу  в связи с изданием  приказа МВД России от 25.07.2017 № 522). Аналогичные нарушения содержат приказы от 13.04.2018 № 49л/с, от 27.04.2018 № 53л/с).

В приказах ОМВД по личному составу используется формулировка «снять ранее наложенное дисциплинарное взыскание – выговор (строгий выговор замечание), объявленный приказом» (например,  приказы от 30.10.2017 № 127л/с, от 20.09.2018 № 119л/с). Вместе с тем, частью 9 статьи 51 Федерального закона    от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что  дисциплинарные взыскания налагаются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, а дисциплинарные взыскания объявляются в устной форме без издания приказа.

Также установлено, что  в  нарушение  пункта 41 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 26.03.2013 №161 (далее - Порядок) предусматривающим, что после утверждения соответствующим руководителем (начальником) заключения по результатам служебной проверки, в отношении сотрудника, совершившего дисциплинарный проступок, сотрудником, ее проводившим, подготавливается проект приказа о наложении дисциплинарного взыскания. В ОМВД России по г. Донскому подготавливаются и издаются приказы о наложении дисциплинарных взысканий, реализующие выводы нескольких заключений служебных проверок (например, приказы ОМВД от 28.09.2017 №108л/с, от 29.06.2018 №76л/с, от 02.10.2018 №124л/с).

         Установлен факт указания в приказе по личному составу «О наложении дисциплинарных взысканий» в качестве основания для его издания заключения служебной проверки УМВД России по Тульской области,  тогда как  проверка была проведена  ОМВД России по  г. Донскому (приказ ОМВД от 14.07.2017       № 85л/с).

         В нарушение части 11 статьи 51 Федерального закона от 30.11.2011              № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не обеспечивается ознакомление сотрудников органа внутренних дел под расписку с указанием даты с приказами о наложении дисциплинарных взысканий  (например, приказы ОМВД от  28.09.2017 № 108л/с, от 01.12.2017 №145л/с,          от 16.03.2018 № 37л/с).

Аналогичные нарушения установлены в МОМВД России «Алексинский», где отсутствуют сведения о дате ознакомления   либо сотрудники не ознакомлены с приказами о наложении дисциплинарных взысканий (приказ от 08.07.2019         № 67л/с),  в МОМВД России «Плавский» (приказ от 17.07.2018 № 23л/с). Указанные недостатки могут привести к негативным последствиям и имеют судебную перспективу.

В приказах о наложении дисциплинарных взысканий ОМВД России по        г. Новомосковску нет обязательной графы «Ознакомлен», сотрудники знакомятся с приказами заполняя ее собственноручно (например, приказы от 21.11.2018            № 83л/с, от 22.11.2018 № 84 л/с).

Выявлен ряд приказов в МОМВД России «Плавский» о наложении дисциплинарных взысканий, изданных в 2018 году, подлежащих обязательной правовой экспертизе, но не прошедших ее (приказы от 05.09.2018 № 31л/с,           от 05.10.2018 № 34л/с).

В МОМВД России «Плавский» имеются случаи наложения дисциплинарных взысканий  за нарушение требований пунктов должностного регламента  (должностной инструкции) из раздела «Ответственность» (например, приказ от 12.04.2018 № 14л/с).

Существенными недостатками приказов о наложении дисциплинарных взысканий в ОМВД России по Веневскому району является признание нарушений служебной дисциплины грубыми, при не соответствии Перечню  нарушений, определенному статьей 49 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ               «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 4 Порядка по фактам разглашения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации сведений, составляющих государственную тайну, утраты носителей таких сведений, иных нарушений режима секретности в органах, организациях и подразделениях МВД России проводятся служебные расследования в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1 «Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации». Вместе с тем,  в ОМВД России по г. Донскому вместо служебного расследования проведена служебная проверка, заключение утверждено 06.12.2017, по результатам которой издан приказ ОМВД от 18.12.2017 № 150 л/с о наложении дисциплинарного  взыскания  в виде замечания на майора полиции Родина Ю.М. 

 Установлены факты наложения дисциплинарных взысканий на сотрудников приказами ОМВД России по г. Донскому,  в нарушение резолютивной части заключения по результатам проведения служебной проверки, согласно которой предложено объявить дисциплинарные взыскания в устной форме (например,  приказы от 18.01.2018 № 4л/с, от 19.01.2017 № 5л/с,                  от 16.03.2018 № 37л/с).

При выборочной проверке заключений служебных проверок МОМВД России «Плавский» установлено, что в названии, в преамбуле и в резолютивной части заключения служебной проверки либо не сформулирован факт, по которому назначена и проведена служебная проверка (заключение служебной проверки от 03.07.2019), либо название факта, по которому проведена служебная проверка не идентичны друг другу (заключения от 15.05.2019, от 22.05.2019,  от 03.07.2019).

В материалах служебной проверки МОМВД России «Плавский» по представлению  прокурора Чернского района  от 25.01.2019 отсутствуют объяснения сотрудников, в отношении которых проводилась служебная проверка, материалы, подтверждающие вину сотрудников, документы и материалы, характеризующие  личные и деловые качества сотрудников, совершивших дисциплинарный проступок.

Также в указанном территориальном органе МВД России на районном уровне, в заключении по представлению прокурора Плавского района, утвержденном 26.02.2019, не прошедшем согласование в правовом подразделении, отсутствует поручение о ее проведении исполнителю                 С.В. Фролову,  а также  указано об имеющихся сведениях, свидетельствующих о наличии поступавшего на имя представителя  нанимателя уведомления о склонении к совершению коррупционных  правонарушений  сотрудника, в отношении которого она (в том числе) проводится, которые документально  материалами служебной проверки не подтверждены. Вместе с тем, в резолютивной части сделан вывод о виновности  указанного сотрудника, а также о том, что  он заслуживает  привлечения к дисциплинарной ответственности. Учитывая  наличие факта уведомления о склонении к совершению коррупционных  правонарушений, принято решение сотруждника к дисциплинарной ответственности не привлекать, что противоречит действующему законодательству в связи с тем, что наличие уведомления не освобождает сотрудника от  привлечения к дисциплинарной ответственности, а предусматривает  иную процедуру применения мер  дисциплинарной ответственности, предусмотренную пп. а) п.21  Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии  коррупции» (по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании  комиссии по соблюдению  требований к служебному поведению и урегулированию  конфликта интересов).

В резолютивной части заключения служебной проверки МОМВД России «Плавский» по представлению прокурора Тепло - Огаревского района                  от 25 марта 2019 г., не прошедшего согласование в правовом подразделении, установлена вина бывшего сотрудника Архипова С.И., в отношении которого согласно вводной части  заключения она не проводилась.

В нарушении пункта 35.2 Порядка во вступительной части заключений служебных проверок не в полном объеме указываются сведения о сотрудниках, в отношении которых проводится служебная проверка (заключения от 24.01.2018, от 12.03.2018, от 21.02.2018), аналогичные нарушения в части отсутствия сведений о количестве дисциплинарных взысканий у сотрудника  за весь период службы в ОМВД России по г. Новомосковску (например, заключения от 21.08.2018 от 30.08.2018).

В нарушение п.37.1 Порядка в резолютивной части заключений по результатам служебной проверки не делаются выводы о виновности сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка (заключение служебной проверки МОМВД России «Плавский» от 15.05.2019).

  Резолютивная часть заключений служебных проверок содержит выводы о виновности сотрудников в нарушении определенных пунктов приказов, в то время как имеет место нарушение пунктов Инструкций, Правил, Порядков, утвержденных данными приказами (МОМВД России «Алексинский»).

   В МОМВД России «Плавский» наблюдается тенденция, связанная с нарушением п. 38 Порядка, согласно которому проекты заключений по результатам служебных проверок с прилагающимися материалами не согласовываются с правовым подразделением органа (юрисконсультом) (материал служебной проверки от 15.05.2019).

           В ОМВД России по Веневскому району  заключения по результатам служебных проверок, в которых отсутствуют предложения о применении к сотруднику мер дисциплинарной ответственности либо иных мер воздействия, зачастую согласовывается с кадровым подразделением, что не предусмотрено Порядком.

            В нарушение пункта 45.5. Порядка в делах, содержащих материалы по результатам проведения служебных проверок за инспектируемый период отсутствуют материалы, относящиеся к реализации выводов, содержащихся в заключении (копии протоколов оперативных совещаний, приказов о наложении дисциплинарных взысканий). Пободные нарушения установлены в МОМВД России «Плавский», МОМВД России «Алексинский». В нарушение п. 46 Порядка по окончании служебной проверки сотрудник, ее проводивший, формирует дело с материалами служебной проверки, которое хранится в архиве подразделения по делопроизводству и режиму органа в течение определенного номенклатурой срока в соответствии с требованиями к хранению данного вида документов. Однако, в нарушение единых требований к подготовке, обработке, текущему хранению и использованию документов, образующихся в деятельности территориальных органов МВД России, установленных приказом МВД России от 20 июня 2012 г. № 615, место хранения материалов законченных служебных проверок в МОМВД России «Плавский» не определено, аналогичное нарушение имеет место в МОМВД России «Алексинский».

          В материалах служебных проверок ОМВД России по г. Новомосковску имеются выписки из должностных регламентов (должностных инструкций) сотрудников без сведений о дате их утверждения и ознакомления, в связи с чем не представляется возможным дать оценку правомерности их применения (например, заключение от 22.06.2018 по факту ненадлежащей организации оперативно-розыскной деятельности со стороны о/у ОУР капитана полиции Попова П.П., ст. о/у ОУР майора полиции Матвеева С.А., о/у ОУР капитана полиции Грачева С.С.).

        В ОМВД России по г. Новомосковску в материалах служебной проверки объяснения не соответствует образцу, утвержденному Порядком в части реквизитов даты, места дачи объяснений (например, заключение служебной проверки от 25.06.2018 по факту нарушений процессуальных сроков проведения доследственной проверки УУПиПДН Скотниковым А.И.).

       Некоторые заключения служебных проверок в ОМВД России по Веневскому району содержат сведения об ознакомлении сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка, без наличия предусмотренного Порядком обращения, оформленного в письменном виде.

         Таким образом, анализ материалов служебных проверок позволяет сделать вывод о недостаточном документальном подтверждении совершения сотрудниками дисциплинарных проступков, определения степени вины и соразмерности налагаемого дисциплинарного взыскания.

        Приказом МОМВД России «Плавский» от 29.08.2018 № 27 инспектор ОРЛС Лысикова О.В. привлечена к ограниченной материальной ответственности в размере должностного оклада, основанием явилось заключение  служебной проверки от  29.08.2018, в резолютивной части которого, в нарушении пп. 37.1, 37.2 Порядка, отсутствуют  сведения о виновности  (невиновности) сотрудника, а также предложение о применении (неприменении) мер дисциплинарной ответственности.

         В ОМВД  России по г.Донскому  издан приказ от 16.03.2017 № 60 «О мерах по совершенствованию порядка учета, выдачи (приема) и обеспечения сохранности вооружения, боеприпасов и специальных средств, находящихся под ответственным хранением в дежурных частях ОМВД России по                               г. Донскому и ОП «Северо-Задонское». Юрисконсульту правового направления рекомендовано инициировать внесение изменений в данный приказ в связи с произошедшими организационно-штатными изменениями в части сокращения дежурной части в ОП «Северо-Задонское».

 

 

Правовой отдел УМВД России по Тульской области

 

 

 

 

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России